Михаил Тютюник – самый молодой дорожный мастер Алданской дистанции пути
16.01.2024
Перспективная молодежь выбирает железную дорогу
В акционерной компании «Железные дороги Якутии» дорожный мастер Михаил Тютюник работает третий год. Признается, выбор профессии сразу пал на железную дорогу. Хотя до поступления в вуз он практически ничего не знал о ней – до его родного Мохсоголлоха стальная магистраль еще не дошла.
- Мне с детства нравились технические специальности, связанные со строительством, с дорогой. А тут и строительство, и дорога вместе. И я решил попробовать, тем более что все время ходил слух о строительстве моста, дальнейшем продвижении железной дороги. Мне хотелось поучаствовать в ее развитии. Может, это и двигало мною при выборе профессии, - рассказывает Михаил.
Окончив школу, кстати – с медалью, в 2016 году Михаил поступил в Дальневосточный государственный университет путей сообщения на специальность «управление техническим состоянием». Надо сказать, родители парня, сами далекие от железнодорожной отрасли, в выбор сына не вмешивались, но, отправляя на учебу, переживали: «Лишь бы закончил». А сейчас, делится Михаил, живо интересуются: как там дорога, как развивается. Ведь возможно, в ближайшем будущем стальные рельсы дойдут и до Центральной Якутии.
- Я поступил на эту специальность по республиканской программе целевого образования, и уже с первого курса знал, что по окончании учебы должен буду отработать как минимум три года в «Железных дорогах Якутии». Приезжал в Алдан на производственную практику – это было мое первое знакомство с железной дорогой, - продолжает мой собеседник.
Рассказывает, именно на практике, когда появилась реальная возможность окунуться в сферу железной дороги и прочувствовать на себе непростой хлеб путейца, пришло окончательное осознание, в чем именно заключается суть профессии, и понимание того, что безопасность движения поезда, безопасность пассажиров зависят от каждого работника железной дороги, даже если их труд не заметен.
- Я знал всю теорию, конечно, во время учебы были выезды на пути, где показывали, рассказывали. Но когда ты уже сам выходишь и делаешь, поначалу многое не понимаешь. Но мне повезло – у меня были хорошие наставники, опытные путейцы, они мне подсказывали, помогали.
После окончания университета новоиспеченный молодой специалист приехал сюда же, в Алданскую дистанцию пути, и с середины августа 2021 года работает в компании. Начинал с монтера пути четвертого разряда, через полгода стал бригадиром, а затем – дорожным мастером. Надо сказать, что Михаил – самый молодой дорожный мастер в службе пути, и это о многом говорит. Ведь человек в его должности – это тот, на ком висит материальная ответственность за всю инфраструктуру участка, а главное – за людей, которые каждый день строго по утвержденному графику выходят на путь, за качество выполненной работы и безопасность движения. Он должен быть готов к любым нестандартным ситуациям и срываться на работу в любое время дня и ночи. Не каждый готов взять на себя такую ношу. Сегодня Михаил Тютюник руководит пятью монтерами пути и одним бригадиром. Все – молодые кадры, трое путейцев пришли после окончания Алданского и Нерюнгринского техникумов. Бригада дорожного мастера обслуживает станцию Алдан и перегон Алдан – Нижний Куранах протяженностью 29 километров.
- Став дорожным мастером, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке, - признается Михаил. - У нас есть такая практика, что с других бригад на помощь дают сотрудников. В моей бригаде мы все одного возраста и опыта, но в других бригадах есть люди, у кого больший стаж и опыт работы на железной дороге. Переживал: как руководить теми, кто старше тебя и опытнее? Думал, будут «давить» авторитетом. Но они сразу дали понять, что ответственность на мне, и меня будут слушать, но если я что-то не то говорю или они знают, как лучше сделать, то, конечно, поправят меня и подскажут. И мне помогали, подсказывали. А теперь я и сам, бывает, могу в чем-то подсказать: свой участок уже выучил наизусть, знаю «больные» места, на что лучше обратить внимание.
Рабочий день путейцев начинается с утренней планерки: определяется круг задач, даются поручения – и можно выходить на пути. Хотя обывателю их работа и не видна, не секрет, что труд людей в оранжевых жилетах – один из самых тяжелых на железной дороге. И в зной, и в аномальные морозы работники службы пути всегда на посту. В теплое время года выполняют все текущие ремонтные мероприятия, осенью готовятся к зимнему содержанию дороги. Алданская зима, как известно, добавляет рутинной работы – практически каждый день выходят с лопатой на борьбу со снегом. И в такое время, улыбается Михаил, в буквальном смысле «глотком свежего воздуха» становится съездить на перегон и поделать что-то другое.
Сложные условия работы и ответственность молодого мастера не пугают. И о своем выборе профессии, говорит мой герой, он пока ни разу не пожалел.
- Да, работа тяжелая и очень ответственная, путь надо постоянно содержать в норме. Но мне она нравится. У меня очень дружная бригада, мы все понимаем друг друга с полуслова, в дистанции у нас сплоченный коллектив, - делится Михаил.
Немного удивляюсь, как двадцатипятилетнему парню удается справляться с грузом ответственности и сохранять баланс в коллективе, ведь его подчиненные – такие же молодые ребята, как и он сам, к тому же очень разные, и надо понимать каждого, и как руководителю - где-то помогать, где-то наставлять. Для этого необходимо быть не просто коммуникабельным, уметь взаимодействовать с людьми, не опасаться ответственности. Нужно уметь одновременно пользоваться и кнутом, и пряником, быть требовательным и лояльным. Встретить такие качества у большинства людей молодого поколения сегодня - редкость.
Прошу раскрыть секрет, какими мерами воздействует дорожный мастер на нарушителей дисциплины.
- Для начала – поговорить, ну а потом оставить наподольше что-то доделать. Но такие случаи у нас единичны, - делится Михаил. – Вообще, считаю, что наказывать рублем – это крайняя мера. Не хочу, чтобы меня боялись, это ни к чему хорошему не приведет. Важнее заслужить профессиональное уважение, чтобы думали: если он так сказал, надо сделать.
Как отмечает мой собеседник, на железной дороге сразу видно, кто есть кто, и в своих подчиненных молодой руководитель уверен: все по-настоящему понимают, что железная дорога – это прежде всего дисциплина и ответственность за людей, технику, безопасность. Здесь нет понятия «не могу, не хочу», надо – значит надо!
Отмечу, что вклад молодого железнодорожника Михаила Николаевича Тютюника в обеспечение безопасности движения поездов не остался незамеченным. Дорожный мастер отмечен грамотой. Думается, впереди у него большие перспективы. Ну а пока мой собеседник высказывается на этот счет очень твердо: «Чем дальше, тем больше ответственности, и к этому надо быть готовым. А я еще не готов, мне надо набираться опыта!» Говорят, железная дорога – особенный организм, если ты к ней пришел, она тебя уже не отпустит. Так что вполне вероятно, что когда-нибудь мой сегодняшний герой будет обеспечивать безопасность новых километров якутской магистрали...
Ольга Горбачева.
- Мне с детства нравились технические специальности, связанные со строительством, с дорогой. А тут и строительство, и дорога вместе. И я решил попробовать, тем более что все время ходил слух о строительстве моста, дальнейшем продвижении железной дороги. Мне хотелось поучаствовать в ее развитии. Может, это и двигало мною при выборе профессии, - рассказывает Михаил.
Окончив школу, кстати – с медалью, в 2016 году Михаил поступил в Дальневосточный государственный университет путей сообщения на специальность «управление техническим состоянием». Надо сказать, родители парня, сами далекие от железнодорожной отрасли, в выбор сына не вмешивались, но, отправляя на учебу, переживали: «Лишь бы закончил». А сейчас, делится Михаил, живо интересуются: как там дорога, как развивается. Ведь возможно, в ближайшем будущем стальные рельсы дойдут и до Центральной Якутии.
- Я поступил на эту специальность по республиканской программе целевого образования, и уже с первого курса знал, что по окончании учебы должен буду отработать как минимум три года в «Железных дорогах Якутии». Приезжал в Алдан на производственную практику – это было мое первое знакомство с железной дорогой, - продолжает мой собеседник.
Рассказывает, именно на практике, когда появилась реальная возможность окунуться в сферу железной дороги и прочувствовать на себе непростой хлеб путейца, пришло окончательное осознание, в чем именно заключается суть профессии, и понимание того, что безопасность движения поезда, безопасность пассажиров зависят от каждого работника железной дороги, даже если их труд не заметен.
- Я знал всю теорию, конечно, во время учебы были выезды на пути, где показывали, рассказывали. Но когда ты уже сам выходишь и делаешь, поначалу многое не понимаешь. Но мне повезло – у меня были хорошие наставники, опытные путейцы, они мне подсказывали, помогали.
После окончания университета новоиспеченный молодой специалист приехал сюда же, в Алданскую дистанцию пути, и с середины августа 2021 года работает в компании. Начинал с монтера пути четвертого разряда, через полгода стал бригадиром, а затем – дорожным мастером. Надо сказать, что Михаил – самый молодой дорожный мастер в службе пути, и это о многом говорит. Ведь человек в его должности – это тот, на ком висит материальная ответственность за всю инфраструктуру участка, а главное – за людей, которые каждый день строго по утвержденному графику выходят на путь, за качество выполненной работы и безопасность движения. Он должен быть готов к любым нестандартным ситуациям и срываться на работу в любое время дня и ночи. Не каждый готов взять на себя такую ношу. Сегодня Михаил Тютюник руководит пятью монтерами пути и одним бригадиром. Все – молодые кадры, трое путейцев пришли после окончания Алданского и Нерюнгринского техникумов. Бригада дорожного мастера обслуживает станцию Алдан и перегон Алдан – Нижний Куранах протяженностью 29 километров.
- Став дорожным мастером, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке, - признается Михаил. - У нас есть такая практика, что с других бригад на помощь дают сотрудников. В моей бригаде мы все одного возраста и опыта, но в других бригадах есть люди, у кого больший стаж и опыт работы на железной дороге. Переживал: как руководить теми, кто старше тебя и опытнее? Думал, будут «давить» авторитетом. Но они сразу дали понять, что ответственность на мне, и меня будут слушать, но если я что-то не то говорю или они знают, как лучше сделать, то, конечно, поправят меня и подскажут. И мне помогали, подсказывали. А теперь я и сам, бывает, могу в чем-то подсказать: свой участок уже выучил наизусть, знаю «больные» места, на что лучше обратить внимание.
Рабочий день путейцев начинается с утренней планерки: определяется круг задач, даются поручения – и можно выходить на пути. Хотя обывателю их работа и не видна, не секрет, что труд людей в оранжевых жилетах – один из самых тяжелых на железной дороге. И в зной, и в аномальные морозы работники службы пути всегда на посту. В теплое время года выполняют все текущие ремонтные мероприятия, осенью готовятся к зимнему содержанию дороги. Алданская зима, как известно, добавляет рутинной работы – практически каждый день выходят с лопатой на борьбу со снегом. И в такое время, улыбается Михаил, в буквальном смысле «глотком свежего воздуха» становится съездить на перегон и поделать что-то другое.
Сложные условия работы и ответственность молодого мастера не пугают. И о своем выборе профессии, говорит мой герой, он пока ни разу не пожалел.
- Да, работа тяжелая и очень ответственная, путь надо постоянно содержать в норме. Но мне она нравится. У меня очень дружная бригада, мы все понимаем друг друга с полуслова, в дистанции у нас сплоченный коллектив, - делится Михаил.
Немного удивляюсь, как двадцатипятилетнему парню удается справляться с грузом ответственности и сохранять баланс в коллективе, ведь его подчиненные – такие же молодые ребята, как и он сам, к тому же очень разные, и надо понимать каждого, и как руководителю - где-то помогать, где-то наставлять. Для этого необходимо быть не просто коммуникабельным, уметь взаимодействовать с людьми, не опасаться ответственности. Нужно уметь одновременно пользоваться и кнутом, и пряником, быть требовательным и лояльным. Встретить такие качества у большинства людей молодого поколения сегодня - редкость.
Прошу раскрыть секрет, какими мерами воздействует дорожный мастер на нарушителей дисциплины.
- Для начала – поговорить, ну а потом оставить наподольше что-то доделать. Но такие случаи у нас единичны, - делится Михаил. – Вообще, считаю, что наказывать рублем – это крайняя мера. Не хочу, чтобы меня боялись, это ни к чему хорошему не приведет. Важнее заслужить профессиональное уважение, чтобы думали: если он так сказал, надо сделать.
Как отмечает мой собеседник, на железной дороге сразу видно, кто есть кто, и в своих подчиненных молодой руководитель уверен: все по-настоящему понимают, что железная дорога – это прежде всего дисциплина и ответственность за людей, технику, безопасность. Здесь нет понятия «не могу, не хочу», надо – значит надо!
Отмечу, что вклад молодого железнодорожника Михаила Николаевича Тютюника в обеспечение безопасности движения поездов не остался незамеченным. Дорожный мастер отмечен грамотой. Думается, впереди у него большие перспективы. Ну а пока мой собеседник высказывается на этот счет очень твердо: «Чем дальше, тем больше ответственности, и к этому надо быть готовым. А я еще не готов, мне надо набираться опыта!» Говорят, железная дорога – особенный организм, если ты к ней пришел, она тебя уже не отпустит. Так что вполне вероятно, что когда-нибудь мой сегодняшний герой будет обеспечивать безопасность новых километров якутской магистрали...
Ольга Горбачева.