Притяжение стального пути
03.08.2024
Степан Алексеевич Баранов, старший дорожный мастер службы пути АК «ЖДЯ», родом из забайкальской глубинки. И в самом начале нашего разговора сразу развеял мои географические притязания: от жемчужины края – Байкала его родное село Ульдурга далеко. Далекой поначалу была для него и стальная магистраль.
Вернувшегося в 2012 году из армии 19-летнего парня родная деревня встретила грустными объятиями: всюду развал, работы не было. В то время на якутской железной дороге нашли свое место многие его земляки, среди них – выпускник ДВГУПС Сергей Викторович Плотников, он трудился на БАМе, а в 2008 году возглавил Нерюнгринскую дистанцию пути, вместе с ним работал и его одноклассник – брат Степана. Они-то и позвали толкового молодого парнишку в Якутию. В дальнейшем Сергей Викторович, говорит Степан, стал для него настоящим наставником, помогал, поддерживал и советом, и добрым словом.
«Приехал, поработал, понял, что это мое: работа серьезная, мужская», – вспоминает Степан Алексеевич. Так 12 лет назад началась его трудовая биография в АК «ЖДЯ». В 2014 году поступил заочно в дальневосточный вуз получать высшее образование и уже окончательно определился с профессией. Работал монтером пути, затем бригадиром, был дорожным мастером на станции Огоньер, а сейчас занимает должность старшего дорожного мастера, под опекой которого железнодорожные пути – с 88-го по 176-й километр, два околотка – станция Таежная, перевал Тит.
Будни путейца – трудная физическая работа, ненормированный график, ведь железная дорога должна работать беспрерывно. И в зной, и в аномальные морозы люди в оранжевых жилетах всегда на посту. Их главная задача – обеспечение плановых и внеплановых перевозок пассажиров, грузов, безопасности движения поездов, поддержание железнодорожных путей в надлежащем состоянии.
– Путейцам труднее зимой или летом?
– Конечно, летом, оно у нас короткое, на станции Тит, например, еще в мае снег метет. Так что у нас есть всего три – три с половиной месяца, чтобы горы свернуть за это время. Вот сейчас все лето комплекс машин работает на дистанции, меняем балласт. По перегонам с Нерюнгри до Чульбасса много угля везут, а это пыль, грязь. Полностью рельсошпальную решетку вытаскиваем из этой грязи и засыпаем новым щебнем, меняем шпалы. Ночные «окна» сейчас частые, не реже двух раз в неделю двух-трех часов ночи и до 11 утра ведутся беспрерывные ремонтные работы, чтобы успеть пропустить пассажирский поезд с Алдана, – рассказывает Степан Алексеевич.
При таком напряженном графике работы нелегко не только путейцам, но и их семьям. Но мой собеседник улыбается: «Жена уже привыкла». К слову, у четы Барановых подрастает двухлетний сынишка.
Сегодня в подчинении у старшего дорожного мастера вместе с приехавшими на практику студентами 30 человек. «Проблема с кадрами, как и везде, но ничего, справляемся», – говорит Степан Алексеевич. Зато, отмечает, те, кто есть, люди ответственные, сознательные.
Наш разговор произошел накануне Дня железнодорожника, и интересно было узнать, что обычно желают друг другу путейцы.
– Спокойных выходных, без происшествий, нештатных ситуаций, чтобы все было по плану!
К слову, хотя работа и занимает большую часть времени, остается его немного на увлечения. Это, конечно, охота, когда удается вырваться к родителям в Забайкалье. Зимой – футбол: благодаря профсоюзу раз в неделю удается бесплатно поиграть с коллегами и друзьями на стадионе.
В завершение беседы признается: «Я случайно попал на железную дорогу, но она мне пришлась по душе. На работу хожу без тягостных мыслей».
Материал подготовлен Ольгой ГОРБАЧЕВОЙ.
Фото из личного архива
«Приехал, поработал, понял, что это мое: работа серьезная, мужская», – вспоминает Степан Алексеевич. Так 12 лет назад началась его трудовая биография в АК «ЖДЯ». В 2014 году поступил заочно в дальневосточный вуз получать высшее образование и уже окончательно определился с профессией. Работал монтером пути, затем бригадиром, был дорожным мастером на станции Огоньер, а сейчас занимает должность старшего дорожного мастера, под опекой которого железнодорожные пути – с 88-го по 176-й километр, два околотка – станция Таежная, перевал Тит.
Будни путейца – трудная физическая работа, ненормированный график, ведь железная дорога должна работать беспрерывно. И в зной, и в аномальные морозы люди в оранжевых жилетах всегда на посту. Их главная задача – обеспечение плановых и внеплановых перевозок пассажиров, грузов, безопасности движения поездов, поддержание железнодорожных путей в надлежащем состоянии.
– Путейцам труднее зимой или летом?
– Конечно, летом, оно у нас короткое, на станции Тит, например, еще в мае снег метет. Так что у нас есть всего три – три с половиной месяца, чтобы горы свернуть за это время. Вот сейчас все лето комплекс машин работает на дистанции, меняем балласт. По перегонам с Нерюнгри до Чульбасса много угля везут, а это пыль, грязь. Полностью рельсошпальную решетку вытаскиваем из этой грязи и засыпаем новым щебнем, меняем шпалы. Ночные «окна» сейчас частые, не реже двух раз в неделю двух-трех часов ночи и до 11 утра ведутся беспрерывные ремонтные работы, чтобы успеть пропустить пассажирский поезд с Алдана, – рассказывает Степан Алексеевич.
При таком напряженном графике работы нелегко не только путейцам, но и их семьям. Но мой собеседник улыбается: «Жена уже привыкла». К слову, у четы Барановых подрастает двухлетний сынишка.
Сегодня в подчинении у старшего дорожного мастера вместе с приехавшими на практику студентами 30 человек. «Проблема с кадрами, как и везде, но ничего, справляемся», – говорит Степан Алексеевич. Зато, отмечает, те, кто есть, люди ответственные, сознательные.
Наш разговор произошел накануне Дня железнодорожника, и интересно было узнать, что обычно желают друг другу путейцы.
– Спокойных выходных, без происшествий, нештатных ситуаций, чтобы все было по плану!
К слову, хотя работа и занимает большую часть времени, остается его немного на увлечения. Это, конечно, охота, когда удается вырваться к родителям в Забайкалье. Зимой – футбол: благодаря профсоюзу раз в неделю удается бесплатно поиграть с коллегами и друзьями на стадионе.
В завершение беседы признается: «Я случайно попал на железную дорогу, но она мне пришлась по душе. На работу хожу без тягостных мыслей».
Материал подготовлен Ольгой ГОРБАЧЕВОЙ.
Фото из личного архива